14 апреля Новый Художественный театр вернулся из поездки в Москву на Международный фестиваль «Островский в доме Островского».
Фестиваль проводит Малый театр, который и называют «домом Островского». В апреле 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга, да и фестивалю самому уже 30 лет. НХТ возил «Грозу».
Выступить на подмостках Малого театра, показав спектакль по пьесе А. Н. Островского в его юбилейный год – это событие большого культурного значения, наверное, не только для самого театра, но и для Челябинска, потому что участие в таком фестивале – это приобщение к истории русского театра.
Фестиваль не конкурсный, тем важнее и ценнее то, что говорилось критиками на обсуждении и какова была реакция публики.
То и другое очень порадовало труппу. Спектакль был принят на «ура»! Публика к концу первого акта аплодировала чуть ли не каждой сцене.
Поддержать коллег пришли и артисты театров, приезжавших в Челябинск на «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА». Театр ФЭСТ из Мытищ заказал большой торт с надписью – Новый Художественный театр – и руководство ФЭСТа подарило его актёрам НХТ после спектакля. «Благодарим вас, дорогие коллеги, за приглашение на спектакль, за ваш талант и глубокую максимальную отдачу любимому делу, за столько смыслов! Вы удивительные! Живые! Настоящие! Свои!», - написали в ВК друзья из ФЭСТа.
А ещё приехали артисты и режиссёры из Вологды, Сергиева Посада, много московских коллег. Такое искреннее желание посетить спектакль, ещё раз доказывает, что НХТ на своём ЧЕЛОВЕКЕ ТЕАТРА формирует тот человеческий и культурный контекст, который позволяет быть такому сложному на театре понятию как искренняя дружба.
Обсуждали «Грозу» три критика, двое из которых - Марина Тимашева и Елена Покорская – ранее не видели постановку, и Нина Шалимова, которая «Грозу» видела ещё в премьерный год спектакля.
Н. Шалимова: «Зал вы взяли. Даже школьники – смеялись, где надо, молчали, где надо и были моменты настоящей наполненной, той самой, подлинной театральной тишины, которая дороже любых аплодисментов. Спектакль другой, чем тот, о котором я писала, который видела. Он действительно меняется. Действительно приходит к артистам глубокое понимание, про что история. (…) Замечательный сегодня был момент – это страдальческие глаза Тихона, умоляющего Катерину не говорить. И понимающего, что жизнь обрушивается. Это было сделано сильно, честно, умно и без малейшего признака давления на партнёра, на публику. Деликатно и вместе с тем по-мужски сильно (…) Особая тревога была связана с парой, которая вошла в спектакль только что. Яна Алымова и Андрей Гилимьянов. Оба актёра на месте. Они развернули его в другую сторону, предложила другую любовь и другую историю. В первой сцене и первой фразе взята точная нота исполнения. У Андрея тоже верным и глубоким кажется то, что он несёт с собой прошлую жизнь, которую он оставил. А выносить прошлое на сцену – задача задач. И она получилась. (…) Заканчивая своё выступление, хочу сказать – искусством пахло!»
Е. Покорская: «С самого начала заявлено, что это репетиция, театральный приём абсолютно открытый. И выходит группа актёров, одетых в костюмы скорее начала 20-го века. И когда появляется Наталья Шолохова в шляпке, с прекрасными кокетливыми интонациями, сразу рождается ощущение, что это провинциальная труппа начала 20-го века и Аркадина, которая руководит своими партнёрами, указывает каждому своё место и начинает закручивать этот хоровод. (…) Вы изумительно поёте! Какие-то отдельные строчки, которые проходят лейтмотивом – «душа не ведает судьбы», - становятся лейтмотивом спектакля. Вы работаете действительно ансамблем, единым хором, который то комментирует, то негодует, то любопытствует, то иронизирует. Очень много красок, полифонии, которые «делают» спектакль. Вы работаете вне быта, но по правде чувств».
М. Тимашева: «Я благодарна вам за прекрасный театр, который знает, что такое текст, что такое разбор, что такое работа с артистом, что такое партнерские взаимоотношения на сцене – за сохранение нашего богатства и нашей традиции. Хотя прочтение «Грозы» далеко от хрестоматийного.
Очень хорошее художественное оформление: то ли улицы маленького старинного городка, то городская площадь, то храм… Всё в спектакле происходит на людях, на площади, «на миру и смерть красна». И площадь всегда полна народа – хорошо работают все «хористы»! По свету: лето и солнце, никакого «тёмного царства», ни одного темного пятнышка, никаких холодных, хирургических лучей прожекторов, так нынче модных. (…) Такой хороший светлый мир, а всё плохое – оно «где-то там», как твердит Кабаниха. Так все картинно, так все мирно.
Но суть от того не меняется. Просто не обстоятельства виноваты. А человек грешен. И ты ему какие ни дай обстоятельства, хоть темное царство, хоть белое, хоть дома, хоть на площади…. А ручаться за него нельзя. И за себя нельзя. Не обстоятельства решают, быть тебе черненьким или беленьким, а сам ты. Тебе и отвечать».
Уже вернувшись в Челябинск, НХТ читал отзывы московских зрителей, оставленных в соцсетях. Среди них есть очень глубокие, как, например, вот этот: «Зная «Грозу» практически наизусть, сначала слабо представляешь, как действие может разворачиваться в таком чистом, незапятнанном ничем пространстве. Декорации – условны, все открыто, все как бы на виду, как в любом небольшом городке, где все всё друг про друга знают, но при всей воздушности это небольшое пространство хранит в себе тайну лабиринтов, откуда неожиданно появляются и также внезапно пропадают люди. (…) Все женщины у Гельфонда – страстные, у каждой своя собственная любовная тайна: у Варвары любовь с Кудряшом, Катерина влюблена в Бориса, Марфа Игнатьевна явно давно и преданно любит Дикого, и даже работная девка Глаша не скрывает своей страстной любви к Тихону – и тут вроде бы все по Чехову – все друг в друга влюблены, но никто никого не слышит. Но за маской Чехова у Евгения Гельфонда все равно остается Островский с его народной обрядовой культурой, с приметами и поговорками…» (Лизавета Боровикова)
Фестивальный показ оставил в душе самые светлые чувства. Эту «Грозу» ещё долго будут вспоминать и челябинские артисты и московские зрители.